Транспорт России,
11 июля 2011 г.
Триединая задача
867 просмотров
Развернутое название ставшей уже традиционной IV Международной научно-практической конференции, организатором которой выступило НП "Гильдия экспедиторов", звучало так: "Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий".
В нем достаточно полно отразились те требования, которые предъявляются к услуге, оказываемой железной дорогой перевозчику с точки зрения как логистики, так и безопасности и сохранности грузов. Участники прошедшей в Москве конференции всесторонне обсудили железнодорожную деятельность с этих позиций, о чем вы можете судить из материалов полосы. *** Страхование
Что касается мер организационного характера, то связаны они прежде всего с охраной и страхованием грузов. В соответствии со ст. ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" охрана грузов в пути следования обеспечивается перевозчиком, за исключением перечня грузов, охраняемых в пути следования грузоотправителями и грузополучателями согласно ст. 17 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Ущерб ОАО "РЖД" из-за хищений грузов, особенно таких, как нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), чугун, черные и цветные металлы, в разные годы составлял от 30 до 65% от общесетевого ущерба за несохранные перевозки грузов. Вот почему очень важным было включение данных грузов, а также автомобилей, запасных частей железнодорожного подвижного состава и верхнего строения пути в число охраняемых. Принятые меры по организации их перевозок с сопровождением и охраной представителями ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" достаточно быстро принесли положительный результат. Одновременно значительно увеличились выплаты за хищение металла и металлопродукции, перевозимых на открытом подвижном составе. Поэтому компанией в настоящее время в Минтранс России направлено обращение о расширении перечня охраняемых грузов и включений в него проката черных металлов, труб из черных металлов, лома черных металлов, кабельных изделий. Кстати, в странах СНГ металлолом перевозится в сопровождении охраны. В последнее время все чаще звучат предложения о замене обязательного сменного и постоянного сопровождения и охраны грузов на железнодорожном транспорте институтом страхования грузов. Для перевозчика предлагаемая замена охраны грузов на страхование может создать дополнительные проблемы. При наступлении страхового события страховые компании, оплатившие ущерб грузовладельцу или владельцу подвижного состава, могут предъявить регрессные претензии к ОАО "РЖД" как перевозчику в соответствии со ст. 120 устава и другими нормативными документами. Поэтому данная мера может рассматриваться только в комплексе с усилением охраны парков станций, дополнительными мерами технического и технологического характера, которые увеличат финансовую нагрузку и, естественно, отразятся в тарифе на железнодорожные перевозки. В то же время у конкурента железных дорог - автотранспорта - есть перечень условий, при которых страховые компании не предъявляют претензии к перевозчикам в лице водителей, имеющих ОСАГО и допустивших аварию транспортных средств. Особое место в системе страхования занимает страхование опасных грузов. Задействование государственных механизмов обязательного страхования перевозок опасных грузов - это эффективный инструмент предупреждения и ликвидации последствий инцидентов с опасными грузами, в т. ч. это и источник покрытия затрат при ликвидации экологических последствий происшествий. Как правило, при ликвидации таких последствий нужно принять немедленные меры, в кратчайшие сроки и со значительными финансовыми и материальными затратами. И такой элемент, как страхование, играет ключевую роль, позволяет пострадавшей стороне быстро возместить ущерб и не подвергать риску свой бизнес, не прибегать к услугам кредитных организаций и в конечном итоге - сохранить свое присутствие на рынке перевозок. Страхование груза - пожалуй, единственный способ снижения рисков при перевозках. Вместе с тем многие грузоотправители, стремясь сэкономить хотя бы малую часть средств, отведенных на перевозку, отказываются от страхования грузов. И тенденция снижения затрат на страхование настораживает. По разным оценкам, страхуется не более 10-20% от перевозимых внутри страны грузов... Только в международных перевозках страхование является, как правило, обязательным и прописано в контрактах. Пренебрежение механизмами страхования - весьма рискованный шаг. Повреждение или гибель груза влекут убытки, по своей величине не сравнимые с затратами на страхование рисков. Низкий уровень страховой культуры отечественного грузовладельца проявляется в его чрезмерных надеждах на Ответственность перевозчика. Многие грузовладельцы полагают, что у перевозчика застрахована его ответственность и убыток в любом случае будет возмещен. Но ведь есть риски, которые страхование ответственности перевозчика не покрывает. Это такие, как нарушение правил перевозок грузов, риск длительного возмещения ущерба, возмещение морального вреда, упущенная выгода, действие обстоятельств непреодолимой силы и т. д. Закона об обязательном страховании грузов в России до настоящего времени нет, перевозка массовых сырьевых грузов чаще всего не страхуется, да и не всякая компания возьмется страховать, например, нефть или нефтепродукты из-за физико-химических свойств продукта. Как правило, их страхуют только "от полной гибели", не учитывая, например, потерь при перегрузке. Часто грузовладельцы считают, что при заключении договора на организацию перевозки груза с экспедиторской компанией ответственность за груз автоматически переходит на экспедитора, в договоре такая ответственность прописана. Но наивно предполагать, что экспедитор возместит миллионные убытки: ведь стоимость груза может многократно превышать стоимость имущества такой компании. Работа над разработкой документов о страховании рисков при перевозке грузов ведется. В настоящее время рассматривается проект федерального закона "Об обязательном страховании рисков при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов", который предусматривает ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей природной среде при перевозке опасных грузов. И для всех участников рынка железнодорожных грузоперевозок важно, чтобы работа по его принятию не затягивалась. *** Необходим закон, не позволяющий выйти на рынок производства и ремонта грузовых вагонов недобросовестным предпринимателям, которые в погоне за прибылью могут забыть об обеспечении безопасности движения. Эффективным механизмом может стать закон об обязательном страховании подвижного состава собственниками вагонов и страховании гражданской ответственности предприятиями, занимающимися изготовлением и ремонтом вагонов. Первый шаг в этом направлении уже сделан - подготовлен проект федерального закона "Об обязательном страховании рисков при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов". Введение обязательного страхования не только позволит компенсировать вероятные ущербы, но и создаст условия для финансирования и реализации за счет страховых ресурсов государственных программ, направленных на повышение уровня безопасности движения. Безопасность движения и безотказная работа вагона в межремонтный период связаны с вопросами обеспечения сохранности вагонного парка, особенно при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Ведь именно при этих операциях вагоны наиболее часто подвергаются механическим воздействиям. Наибольшую опасность представляет выгрузка вагонов грейферами, которая практикуется в морских портах. Повреждение вагонов там приняло катастрофический характер. При выгрузке грейферами повреждаются не только кузова, но и роликовый буксовый узел, а его неисправности на данном этапе внешним осмотром не выявишь. При дальнейшей эксплуатации это может привести к серьезным последствиям. Даже незначительные повреждения вагонов, допущенные при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, негативно влияют на дальнейшую работоспособность вагона, сокращают его жизненный цикл. В 2010 г. работниками вагонного хозяйства компании были выявлены более 51 тыс. повреждений вагонов, из них 38 тыс., или 7496, в морских портах. Аналогичное положение и в текущем году. Почти 25 тыс. повреждений, из них почти 18 тыс., или 72%, в морских портах. Даже эти цифры не в полной мере отражают действительное положение дел: к каждому вагону осмотрщика не поставишь, да и попасть на территорию морских портов к фронтам погрузочно-разгрузочных работ практически невозможно. Например, Мурманский морской торговый порт с суточной выгрузкой почти 500 вагонов так и продолжает выгрузку угля грейферами, хотя календарным планом было запланировано ввести в работу вагоноопрокидыватели еще в 2009 году. К их строительству порт так и не приступил, хотя там ежегодно повреждается до 20 тыс. вагонов. Существующая сегодня система ответственности за повреждение вагонов не настраивает руководителей предприятий на внедрение технологий, при которых повреждение вагонов при погрузочно-разгрузочных работах будет минимизировано. Для этого необходимо законодательно запретить грейферную выгрузку вагонов и внедрять новые технологии производства погрузочно-разгрузочных работ в портах. К сожалению, новый ГОСТ, определяющий требования к обеспечению сохранности вагонов при погрузочно-разгрузочных работах и введенный с 1 мая 2011 года, проблемы не решил: рекомендательный характер данного документа свел всю работу по его разработке практически на нет. Закончить разговор хотелось бы примером, в котором, как в капле воды, отразилась ситуация с безопасностью на железнодорожном транспорте и мерами по ликвидации последствий аварий. 30 января 2011 г. на станции Тюльма Куйбышевской железной дороги произошло крушение со сходом 17 вагонов и пожаром. Причина - излом боковой рамы тележки, на восстановление инфраструктуры потребовалось 10 суток, включая рекультивацию земель. Общая сумма затрат, предъявленных к возмещению, составила более 9 млн руб. Компаниями ОАО "Страховое общество "ЖАСО" и ОАО "СОГАЗ" претензии были приняты...
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель "ТР", кандидат экономических наук (с сокращениями)
Вся пресса за 11 июля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|